22 сентября 2018 года делегация Русской Православной Церкви Заграницей, возглавляемая епископом Манхэттенским Николаем, доставила из Знаменского Синодального собора Нью-Йорка (США) в Россию, Коренную пустынь, чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курскую-Коренную на место явления в 1295 году этой великой святыни.
1 октября 2018 года святой образ Богородицы будет принесен в Успенский собор г. Рыльска для поклонения верующих.
История обретения и всенародного почитания этого образа Богородицы связана с Рыльском.
Как только стало известно народу об обретении Богородичного образа в окрестностях Курска, стали приходить на поклонение к нему из окрестных городов и селений многие люди, между которыми были и жители города Рыльска, где княжил в то время (XIV век) князь, прозванием Шемяка. Узнав о святой иконе, князь властию своею приказал взять ее и перенести из пустынной часовни в город Рыльск, что и было немедленно исполнено. Когда же чудотворная икона была честно принесена к Рыльску, то несшие ее из пустыни люди, остановясь у самых городских ворот, послали к своему князю известие о пришествии святой иконы к их городу, прося, чтобы он благоволил встретить Ее сам; но князь отказался идти навстречу иконе и приказал поставить ее близ города.
Вскоре после оказанного таким распоряжением видимого непочтения к чудотворному Матери Божией образу, недугующий неверием князь был поражен слепотою. Но познав же вину свою, он притек к месту, где была поставлена святая икона, принес перед нею всенародное покаяние и получил исцеление, дав притом обет построить для нее в городе Рыльске особый храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, что и исполнил вскоре по своем прозрении. Но эта чудотворная икона не благоволила иметь в этом храме постоянное пребывание, чудесно перейдя опять в пустыню на место своего явления, где и пребывала по-прежнему, источая исцеления с верою приходящим.
Один же из благочестивых иереев города Рыльска, по прозванию Боголюб, нередко и, особенно, в праздник Рождества Пресвятыя Богородицы, посещал пустынную часовню и по усердию своему отправлял в ней молебствия собирающимся туда из разных мест богомольцам. В некоторое время (в 1385 г.) пришли на русскую землю крымские татары и, набредя на пустынную часовню, в которой имела пребывание сия чудотворная икона, застали в ней уединенно молящегося иерея Боголюба и вознамерились истребить часовню огнем, для чего и обложили ее хворостом, но несмотря на троекратно возобновляемое покушение, сжечь сей часовни не могли. По суеверию сперва они отнесли этот неуспех к волшебству иерея Боголюба, но, узнав от него, что причиною сего чуда надобно почитать находящуюся в часовне икону Божией Матери, вынесли ее из часовни, которую потом сожгли до основания; по сожжении же оной, взяв чудотворную икону, разсекли ее на две части и бросили одну часть на том же самом месте, а другую отнесли за версту, а иерея Боголюба связанного увлекли с собою в плен. Находясь в плену у крымцев, старец остался непреклонным на все увещания варваров переменить веру и, пользуясь на честное слово некоторою свободою, не хотел воспользоваться никакими ухищрениями и человеческими средствами к своему освобождению, ибо возложил все упование свое на Матерь Божию, чая от Нее одной великие и богатые милости.
И не посрамилось упование благочестивого служителя истинной веры. Однажды, пася стадо и поя по обычаю молебная Божией Матери, он был нечаянно услышан людьми, принадлежащими к свите русского посла, прибывшего в то время к хану крымскому с поручением от князей российских. Узнав, что молящийся по-русски старец есть пленный русский священник, посланник немедленно выкупил его из неволи, привез в Россию и, согласно его прошению, отпустил с миром на то место, где он за несколько лет перед сим взят был варварами в плен. При этом первою мыслью старца было то, чтобы отыскать рассеченную надвое чудотворную икону, и Господь, исполняющий во благих желание верных рабов Своих, дал и сему исполниться по вере его: придя на место явления иконы, иерей Боголюб в кустах, сохранившихся Промыслом Божиим, нарочно для сего, цветов, скоро обрел одну половину св. иконы, а в недальнем разстоянии, по той же самой примете, — другую, и едва только сложил обе половины, они в то же самое время соединились чудесным образом так крепко, что почти не осталось и следов разсечения, а из места соединения обеих частей выступила роса.
Удостоверенный сим новым знамением в чудодейственной силе иконы, иерей Боголюб построил на месте ее явления хижину, поставил в ней чудотворную икону и пробыл при ней, молясь, несколько дней; возвратясь же на свою родину в город Рыльск, поведал гражданам по порядку все бывшее с ним и о новом преславном чуде, последовавшем от сей иконы.
Граждане, услыша о сем, прославили Бога и, обновив церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, построенную в Рыльске князем Шемякою, снова перенесли с честию чудотворную икону из пустыни в свой город и поставили в этой церкви. Но на другой день, во время благовеста ко всенощному бдению, когда люди собрались в церковь для молитвы, не обрели иконы на своем месте и, поискав ее с великою печалью по всему городу, нигде не нашли; посланные же в пустыню, на место явления, вскоре принесли весть, что икона находится там, на прежнем своем месте; тогда, построив в пустыне для нее особую часовню, поставили в ней святую икону.
Впрочем, и после сего, попытки перенести чудотворную икону в город Рыльск повторялись гражданами еще несколько раз, но окончились так же неуспешно; всякий раз икона исчезала из города и чудесно появлялась на прежнем своем месте в Коренной пустыне, сияя там чудесами.