Сегодня, 11 июня, в Троицкую родительскую субботу поминовения всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших, настоятель Успенского кафедрального собора протоиерей Александр Харин совершил Божественную Литургию. После Литургии, о. Александр совершил панихиду.
В своей проповеди настоятель сказал, что Троицкая суббота — это день, когда, согласно представлениям верующих, живые и умершие вместе вновь празднуют Воскресение Христово, которое является, как бы, репетицией грядущего всеобщего воскрешения. Чтобы мертвые могли приобщиться к пасхальной радости, в преддверии Троицы у христиан принято молиться о спасении душ скончавшихся близких. Важно поминать, молиться о тех, кого уже нет с нами, так как эти молитвы облегчают их участь. Еще настоятель отметил, что от нас самих, от нашей жизни здесь на земле, зависит и наша последующая участь, если мы чтили Бога здесь, жили по Его заповедям, то и там нас ожидает радость.
Из календаря: «Молитвы за усопших облегчают и изменяют их посмертную участь, они соединяют наш видимый мир и тот невидимый, переход в который ожидает каждого из нас. Труд наш еще не окончен, что-то еще остается нам довершить для Господа здесь, на земле. Тогда начнется и для нас вечный, радостный праздник на небе. Примиримся же с этой задачей, будем выполнять её добросовестно до конца, сколько бы она нам ни стоила слез и труда. Будем с «терпением проходить предлежащее нам поприще» и терпеливо ждать Божьего призыва в вечную отчизну».
Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая…
Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная!
Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Владимирской
Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую — Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской. Эту удивительную икону трудно описать словами, ибо все они кажутся пустыми перед тем взором, который смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.
По древнейшему преданию, святой евангелист, врач и художник Лука написал три иконы Богородицы. Посмотрев на них, Пречистая сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих икон известна нам под именем Владимирская.
В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону (вместе с другим образом Богородицы, известным как «Пирогощая») в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея, сына Юрия Долгорукого. Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей без ведома отца взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с усердием и радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Запрягли свежих, но не пошли и те. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.
Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени — с 1160 года — она получила наименование Владимирская.
(Фото Валерия Любимова).