Календарь Великого поста

С началом Великого поста


КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Первая седмица Великого поста (7 марта — 13 марта) отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью.

В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон преподобного Андрея Критского. Православные всегда стараются не пропустить эти важные службы с чтением канона.

В пятницу первой седмицы Великого поста (11 марта) после Литургии происходит освящение колива, т. е. отваренной пшеницы с медом, в память святого великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился в духе епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).

В первое воскресенье (неделю) Великого поста (13 марта) празднуется Торжество Православия, установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви.

Во второе воскресенье Великого поста (20 марта) совершается память святителя Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно с православной верой, он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста (27 марта) за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие покланяются Кресту, в это время поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста (27 марта — 2 апреля) называются «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье (3 апреля) вспоминается великий подвижник VI века – святой Иоанн Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе, и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.

Три субботы – второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы.

В понедельник на пятой неделе (4 апреля) совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской». Жизнь Св. Марии Египетской – великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии – должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем к кающимся человекам. Вечером совершается чтение Великого канона прп. Иоанна Критского.

7 апреля, в четверг празднуем Благовещение Пресвятой Богородицы.

В субботу на пятой неделе (9 апреля) совершается «Похвала Пресвятой Богородице»: читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.

В пятое воскресенье Великого поста (10 апреля) совершается последование преподобной Марии Египетской.

В субботу на 6-й неделе (16 апреля) на утрене и Литургии вспоминается воскрешение Господом Иисусом Христом Лазаря.

Шестое воскресенье Великого поста (17 апреля) – великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания.

Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Вайи и Цветоносною. На Всенощной освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).
Вербным Воскресеньем заканчивается четыредесятница и наступает Страстная седмица.
Этапы всего поста хорошо отражены в ниже приведённой лествице:
 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *