Из истории христианской Церкви, мы знаем, что они жили и подвизались в IV веке. Именно в этот период Церковь вступила в особые, благоприятные для нее условия. В 313 года, император Константин Великий издает эдикт, позволяющий христианам свободно исповедовать свою Веру. Завершились страшные гонения, которые в течение трех столетий от Рождества Христова претерпела Святая Церковь. Действительно, казалось бы, наступило благоприятное время — открытые, всеобщие гонения прекратились, но, когда внешний враг отступил, появились враги внутренние, которыми явились различные ереси и расколы (как происходит сейчас на Украине). Уже в самом начале IV века александрийский священник Арий нечестиво стал учить о Господе Иисусе Христе не как о Сыне Божием, Второй Ипостаси Святой Живоначальной Троицы, о Божественном Логосе, а как о человеке, хотя и выдающемся и имеющим особые дарования от Бога. В это время появились и ересь Апполинария, и Македония, и многие другие. И именно тогда на церковном небосклоне были явлены величайшие учители и защитники Церкви — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Очень рано и Василий Великий, и Григорий Богослов, да и святитель Иоанн Златоуст принимают подвиг отшельничества, удаляясь в пустыню. И лишь только появление различных ересей побуждают их оставить отшельнический подвиг и выйти из пустыни для того, чтобы своей проповедью, своим словом защитить Церковь от нестроений. Характерно и то, что все эти три святителя, считая себя недостойными, уклонялись от принятия высокого сана епископа: и Василий Великий, и Григорий Богослов, а святитель Иоанн Златоуст даже не хотел рукополагаться во пресвитера. В его замечательном творении «Шесть слов о священстве», в которых он указал на ту высоту священнического служения, на величайшую ответственность и святость, которые должен стяжать всякий священник, добросовестно и ответственно совершающий свое служение Церкви Христовой. Сохранилось Слово Григория Богослова, в котором он, отказываясь от сана епископа, писал: «Мое богатство — Христос, Который непрестанно возносит ум мой горе. Не нужно мне славы. Я умер для мира, и мир — для меня». Поражаешься, когда читаешь эти слова, которые были написаны человеком, сравнительно еще молодым, — тогда уже он умер для мира, и мир умер для него. Замечательной чертой в жизни Григория Богослова была любовь к уединению. Но, тем не менее, хотя все три святителя и уклонялись от принятия высокого сана, они подчинились воле Божией. И «столпу огненному» — Василию Великому, и «слову, что бысть языку сладость и слуху всякому услаждение» — Григорию Богослову и «стяжателю духовных дарований» — Иоанну Златоусту, было уготовано от Бога высокое и ответственное служение Церкви Христовой в сане епископа.
Трёх святителей объединяет схожесть их нелегких судеб, но, прежде всего, это — огромная любовь к Богу, которую имели они; это — стремление достойно нести свое христианское и святительское звание в этом мире; это — бесстрашная проповедь, обращенная на низложение врага и на укрепление Веры в последователях Христовых. И, вместе с тем, это — постоянные гонения, клевета, поругания и изгнания. Мы знаем, что Иоанн Златоуст несколько раз низвергался с архиерейской кафедры, и свою жизнь он закончил далеко от Константинополя — в нынешней Пицунде, близ Сухуми. Последними словами умирающего святителя были: «Слава Богу за все!» Не было ни ропота, ни сожаления, не было недовольства своей судьбой, которое так часто бывает в нашей жизни, когда нас посещают те или иные нестроения и скорби.
Земная жизнь святителей была непродолжительной. Святитель Василий умер в 49 лет, казалось бы, — самый рассвет жизни. Святитель Григорий Богослов, как и святитель Иоанн Златоуст, ушли из этой жизни в 60-летнем возрасте. По человеческим меркам, не так уж много они прожили на земле, тем не менее, Святая Церковь именует их Вселенскими святителями и учителями, их труд приносил и приносит пользу не только той местной Церкви, в которой они подвизались, и не только тому народу, который они окормляли, и не только в том времени, в котором они жили, их труды, их учения, их слова назидания относятся и к нам.
Молитвами сих трех святителей Христос Бог наш да низложит еретические распри, а нас да сохранит в мире и единомыслии и да сподобит нас Небесного Своего Царствия, ибо благословен Он во веки. Аминь.