Торжество Православия. С праздником!

 

проповедь

5 марта 2017 года, в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, настоятель Успенского собора протоиерей Александр Харин, совершил чин Торжества Православия и Божественную литургию. Ему сослужил клирик храма протоиерей Александр Крючков. За Литургией была вознесена сугубая молитва о всём Православном мире и России. После чтения Евангелия, настоятель храма обратился к прихожанам со словом проповеди. Он рассказал о борьбе Церкви с ересями в период Вселенских Соборов и установлении праздника Торжества Православия. «Пусть Господь поможет нам мужественно хранить чистоту православной веры, как мы ее восприняли от предков», — пожелал добрый пастырь. Перед окончанием службы протоиерей Александр поблагодарил участников богослужения за общую молитву.


Из слова патриарха Кирилла на праздник Торжества Православия

патриарх«Первое воскресенье Великого Поста Церковь празднует как день Торжества Православия. Исторически этот праздник связан с окончательной победой над ересью иконоборчества, что в течение нескольких веков терзала православный мир. Современному человеку иногда кажется, что иконопочитание — это некая частность в мире православного богословия. И он недоумевает, почему торжеством Православия именуется победа именно над иконоборческой ересью, а не над какой-нибудь другой.

 Иконоборцы утверждали, что Бога изобразить нельзя. Православные же отцы, защищая предание Церкви, ставили почитание икон в теснейшую связь с самыми основами христианства. Да, действительно, Бог непознаваем, невыразим и неизобразим. Но Тот, Кто выше всякого человеческого слова, благоволил родиться как человек. Тот, Кто невидим, стал видимым через принятие человеческой природы, и потому «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,- ибо жизнь явилась… возвещаем вам» (Ин. 1, 1). «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14), и Боговоплощение сделало возможной икону. И потому можно быть православным, не имея икон,- в недавние годы мы вновь пережили время торжества иконоборцев, и многим приходилось молиться без икон. Но нельзя быть православным, отвергая иконы. Тот, кто не признает возможность иконы, отрицает самые основы христианского свидетельства с Боге, ставшем человеком.

 Не случайно и то, что днем Православия названо первое воскресенье Великого Поста. Этот день венчает собою неделю особых молитвенных трудов. Греческое слово «ортодоксиа» означает и «правильное величание», и «правильное учение», то есть его можно перевести на русский язык не только как «Православие», но и как «Правоверие». И замечательно, что в славянские языки вошло именно первое значение этого слова: «Право-славие». Славословие, по учению Святых Отцов, есть высшая ступень молитвы, ибо являет чистую и бескорыстную радость души о своем Господе. Весь смысл духовной жизни заключается в том, чтобы научить человека не просто правильно богословствовать, но правильно молиться. Вспомним, как в Великом Каноне, который мы слушали на этой неделе, пелось о том, что Божию Матерь мы «православно величаем». 


От молитвы каждого зависят судьбы всего мира

 Торжество Православия, празднуемое нами в этот первый воскресный день Великого поста, заключается для нас с вами в том, что, поставленные на службу Богу, мы изменяемся сами и даем место Христу действовать в нашей душе и через нашу душу исцелять немощи и болезни окружающих. 

Мы должны об этом помнить и поступать соответственно. Какой бы дождь ни лил на улице, какие бы заносы ни мешали движению, настоящий христианин придет в церковь в урочный час. Потому что он помнит: «Если я сегодня не дойду до храма, то, может быть, именно моей молитвы о мире всего мира не хватит — и потонет какой-то корабль, где-то сойдет лавина и погребет людей, произойдет землетрясение или кто-то получит пулю в лоб. Только потому, что я сегодня не помолюсь, не послужу Богу, не вознесу ко Престолу Его свои воздыхания! И я буду в этом виноват: я был призван к служению, но не пришел к месту службы».

Дорогие братья и сестры, запомните: молитва каждого умилостивляет Бога, и Он по ней покрывает благодатью все и вся, и не дает злу умножиться и погубить людей. Неважно, в каком храме эта молитва осуществляется — в селе, в городе, в ущелье, в монастыре; неважно, сколько народу стоит на молитве — пять человек, двадцать пять или пять тысяч. Если хотя бы где-то на земле горит лампада, то ангелы приносят ко Престолу Божию молитву, пред нею творимую.

Вспоминайте об этом почаще. Эти мысли будут возжигать и трезвить ваши сердца — и ежеутренняя борьба с подушкой и одеялом, которые норовят не отпустить от себя, станет оканчиваться вашей победой. Нехоть, лень и нерадение оставят вас при воспоминании о том, что Святая Церковь ждет вас, ждет ваших молитв, вашего служения. Только они и есть подлинное торжество Православия.

Из проповеди протоиерея Сергия Филимонова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *