Требы

trebnik1Требы (церк.-слав. «требования») — священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по нужде отдельных лиц. Требы это священный обряд, совершаемый священнослужителем по просьбе (по требованию) верующего за него самого или близких и родных ему людей. Это ваша просьба к Господу, с которой вместе с вами обращаются к нему священнослужители.

Основные виды треб — молитвы о живых, об усопших, освящение предметов и пищи. Все требы и поминовения совершаются только за крещенных в Православии людей. Самоубийц в храме поминать нельзя.
Ситуации, в которых нам требуется Божия помощь, многообразны. Зная потребности человека, Православная Церковь составила ряд чинопоследований, просящих о помощи свыше.
Основные виды треб – молитвы о живых, об усопших, освящение предметов и пищи.
Усиленное моление о живых людях называется молебном. Молебны бывают общие и частные (заказные). Заказные молебны совершаются священником по просьбе молящихся, а общие – каждый день по окончании литургии.

moleben-13-06-16-sv-luke-krymskomu-002Молебен. Усиленное моление о живых людях называется молебном. Молебны бывают общие и частные (заказные). Заказные молебны совершаются священником по просьбам и нуждам отдельных верующих.Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды. Общие  молебны совершаются  в храме обычно после литургии.

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на церковный Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождии и т.д.

Молебен — особое богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу , святых  о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.

Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Записка на молебен начинается с указания , какому святому возносится молебен.


К заупокойным требам относятся панихиды и отпевания. Они совершаются только по крещеным людям. Нельзя отпевать самоубийц.

канун у могилыПанихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа  Иисуса Христа не умирают, но живут вечно «Всякий, живущий и верующий в Меня не умрет во век» ( Ин. 11, 26).

Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными её чадами.

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них. В заупокойном богослужении, на котором молитвенно поминаются усопшие в уповании на милосердие Божие, испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь.

Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после-в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.

Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, на панихиде, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия. Также как и в записке «о здравии», в первую очередь поминаются усопшие священнослужители, а затем миряне.


Поминание на Великий пост. Во время великого поста в храмах и монастырях совершается особое поминовение о усопших,  которое совершается в течение всего Великого поста. В записке необходимо указать «Поминовение на пост».

Сорокоуст о упокоении и здравии

сорокоустВ молитвенной практике Православной церкви широко распространен обычай молиться в храме о болящих, недужных или усопших своих членах в течение определенного количества времени.
Почему число сорок – спросите вы? Потому что оно знаменательно и часто встречается в Святом Писании. 40 лет скитался иудейский народ в пустыне. 40 дней постился пророк Моисей. 40 дней после Своего Крещения провел в пустыне Иисус Христос. 40 дней после Своего Воскресения Спаситель преподавал Апостолам тайны Царства Божьего. Как писал св. Симеон Солунский, сорокоуст совершается еще и в воспоминание события Вознесения Господня, которое произошло на сороковой день после Его Воскресения, с тем, чтобы и усопшие, «восстав из гроба, вознесся в сретение, то есть навстречу». Ну а обычай оплакивать усопших 40 дней узаконили в Церкви первые Апостолы.

Как Христос победил искушения диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшем, помогает почившему силой Божией победить воздушного князя тьмы и получить Царство Небесное.

По традиции в течении 40 дней Церковь молится не только за усопших, но и за живых. Сорокоусты о «о здравии» заказывают для совершения сорокадневной церковной молитвы  за живых на Литургии, на молебнах  и при чтении псалтыри. Особенно хорошо заказывать сорокоуст о тяжелобольных.

Сорокоусты обычно заказывают по только что усопшим – новопреставленным – одновременно с отпеванием.

Поминовение имен в рамках церковной молитвы происходит либо в алтаре на проскомидии, либо на амвоне в составе ектении.
Кстати, раньше была добрая традиция — читать все эти 40 дней Псалтырь за усопших, оказывая их душам большую помощь.


Правильное заполнение записок записки

В записках пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

  • Подавать записки необходимо до начала Литургии, а лучше всего накануне вечером.
  • Имена положено писать разборчивым почерком в родительном падеже: кого? Петра, Тамары, Лидии… Не правильно писать: Тамара, Петр, Лидия…
  • Все имена должны быть даны в церковном написании: Екатерины, Ирины, Димитрия…Не правильно писать: Кати, Пети, Димы.
  • Первыми вписываются имена священнослужителей. Поминая священника, всегда указываем его сан: диакона Андрея, иеродиакона Василия,иерея Дмитрия, протоиерея Игоря, иеромонаха Владимира, игумена Александра, архимандрита Илии, инока (или монаха) Николая, митрополита Георгия. Не правильно писать: о. Андрея, о. Дмитрия, о. Игоря…
  • Далее указывается имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.
  • Затем перечисляются имена детей.
  • Теперь вписываются имена остальных взрослых мирян: сначала мужские имена, потом женские: ваши родители, ваше имя, имена членов вашей семьи, близких и родных, имена ваших благодетелей, далее имена недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов, если таковые имеются.
  • Церковь не молится за людей, прославленных в лике святых. Они удостоились пребывать у Престола Божия и молиться за нас. Поэтому писать в записках имена святых не стоит.
  • Ребенок до 7-ми лет указывается как «младенец»: младенца Василия.
  • Ребенок от 7-ми до 14-ти лет указывается как «отрок» (для мальчиков) и как «отроковица» (для девочек): отроковица Елена, отрок Николай.
  • Нельзя подавать записки за самоубийц и некрещеных.
  • Нельзя подавать записки за еще не родившегося ребенка или еще не крещенного.
  • Нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещенных младенцев.
  • В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

Озаглавьте записку — «о здравии» или «о упокоении».

              


Про свечу восковую.

восковая свечаЧто делает обычно человек, переступающий порог храма? В девяти случаях из десяти — подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей…

Толкователь Литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви. Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному Свету. Она выражает пламень нашей любви ко Господу, Матери Божией, Ангелам или святым.

Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами и осененением себя крестным знамением. Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз ставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; ко Кресту на прямоугольный подсвечник (канун) о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, если вашу недогоревшую свечу погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом. Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла, — значит, будут несчастья; что опалять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т. д. Суеверий много, и все они бессмысленны. Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в Богослужении не ограничиваются свечкой. Она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.


Пожертвования за совершение треб.

rukami-lyudejВ храме люди не платят за записки, за молебны или панихиды, а жертвуют, причем жертва может быть и в денежном выражении, и в виде приношений (продукты, ткани, стройматериалы и т.п.).

Многие люди, приглашая священника для совершения частного богослужения, задают вопрос: «А сколько будет стоить?». Людей этих понять можно, и нельзя их ругать за то, что они, сами того не осознавая, ставят священника в неловкое положение. Дорогие прихожане, запомните, что священник не работает по найму, а служит. Служит же он Богу, а Богу не платят, а жертвуют. Священник же питается долей от этой жертвы. Об этом сказано в писании: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования».(1Кор.9:13-14)

А размер жертвы каждый определяет сам. В качестве совета и поучения приведем замечательные слова Святого Апостола Павла: «При сем скажу: кто сеет скупо, скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца. Не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». (2Кор.9:6-11)