Предмет охраны

Предлагаем для исследователей, желающих  более подробно ознакомиться с документом экспертизы архитектурной ценности и состояния Успенского собора г. Рыльска, составленным в 2014 году кандидатом архитектуры, советником Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы Холодовой Еленой Васильевной:

 

ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ

объекта культурного наследия федерального значения

«Церковь Успения, 1811 г.»

расположенного по адресу:

Россия, Курская область, Рыльский район, город Рыльск, площадь Свердлова

(современный адрес: улица Свердлова, 7)

 

18 октября 2014 г.                                                                               г. Курск

Настоящее исследование по выявлению и описанию предмета охраны объекта культурного наследия «Церковь Успения, 1811 г.», расположенного по адресу: Россия, Курская область, Рыльский район, город Рыльск, площадь Свердлова (современный адрес: улица Свердлова, 7) составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и методических указаний.

 Место проведения исследования: Россия, г. Курск; г. Рыльск Курская обл.

Цель исследования: выявление и описание предмета охраны объекта культурного наследия.

 Объект исследования: объект культурного наследия федерального значения «Церковь Успения, 1811 г.», расположенный по адресу: Россия, Курская область, Рыльский район, город Рыльск, площадь Свердлова (современный адрес: улица Свердлова, 7).

Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты исследования.

Обстоятельством, повлиявшим на процесс проведения натурного исследования, является недоступность осмотра подвального помещения храма, который был засыпан грунтом и закрыт во время восстановительных работ в 2010 г.

 Сведения о проведенных исследованиях с указанием применённых методов, объёма и характера выполненных работ и их результатов.

В ходе проведения экспертизы было выполнено:

— анализ представленных заказчиком документов;

— историко-архивные изыскания;

— натурное (визуальное обследование) объекта;

— аналитическое исследование вышеприведенной работы.

 

Факты и сведения, установленные в результате проведенных исследований.

Исторические сведения:

Рыльский собор Успения Пресвятой Богородицы является одной из главных высотных и градостроительных доминант исторического города, ярким представителем храмового зодчества периода зрелого классицизма.

Храм расположен в северо-восточной части исторического центра, у городского сквера, на перекрестке улиц Свердлова и К. Маркса (быв. Васильевской и Верхне-Сеймской), принадлежал к ансамблю одной из главных площадей города.

Документы по строительной истории памятника не сохранились.

В результате, собранные предшествующими исследователями документы, изобразительные материалы и письменные источники при работе в Москве, Санкт-Петербурге и Курске, позволяя освятить или уточнить отдельные страницы истории Успенского собора в г. Рыльске, к сожалению не способны дать представление обо всех этапах эволюции и ответить на все важные вопросы, возникающие при натурном исследовании памятника.

История Успенского прихода начинается с 1518 г. когда по указу царя Василия III в честь победы князя В.И. Шемяки над татарами была построена деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Здесь, в 1797 г. на месте старой и обветшавшей деревянной церкви, на средства Рыльского купца первой гильдии Ивана Федотовича Фон-Филимонова (1760-1816), был заложен каменный трёхпрестольный храм. В это же время, им была куплена и пожертвована приходу Успенской церкви обширная территория, располагающаяся в восточной части жилого квартала г. Рыльска, ограниченного: на севере — ул. Васильевской, на востоке — ул. Верхне-Сеймской, на юге — ул. Архангельской; а так же территория расположенная севернее собора для устройства открытой площади перед главным входом.

Строительство Успенской церкви в г. Рыльске осуществлено в 1809-1811 гг. по проекту, разработанному на рубеже веков 1797-1803 гг.. Автор проекта остается неизвестным, но есть все основания предположить участие на стадии проектирования одного из ведущих московских зодчих этого времени — Е.С. Назарова (1747-1822), или одного из его сподвижников, как и он связанных с традицией архитектурной школы В.И. Баженова (1745-1799). Осуществление проекта производилось, по всей видимости, теми же мастерами — возможно местными, которые вели каменное строительство в г. Рыльске на рубеже ХVIII-ХIХ вв..

В 1811 г. Успенская церковь была освящена. Имела три престола: главный — во имя Успения Пресвятой Богородицы, северный — во имя Святителя Василия Великого  и южный – во имя Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи.

В первоначальном виде здание имело облик, в целом традиционный для культовых зданий эпохи классицизма. В тех же традициях был решён и интерьер храма, украшенный приставными декоративными колоннами, лепниной арок, карнизов и живописным убранством стен в технике гризайли. Значительная роль в убранстве интерьера принадлежала и иконостасу, решенному в традициях позднего классицизма (ампира). На третьем ярусе колокольни к 1816 г. устроены четырёхсторонние башенные часы.

27 июля 1836 г. из Курского Губернского Правления последовал Указ в Рыльскую Строительную Комиссию за № 1822-м «Об отводе означенного усадебного места в пользу Успенской церкви, и сделании на оном каменной ограды». Но сооружение ограды затянулось на целое десятилетие.

Общие габариты, масштаб и архитектурные достоинства Успенской церкви, построенной купцом И.Ф. Фон-Филимоновым, а также и её расположение в ансамбле города, вполне соответствовали той новой роли этого здания, которая была предназначена Успенской церкви в исторической перспективе — стать Соборной церковью города.

Указом Священного Синода от 30 июля 1840 г. Успенская церковь обращена в Соборную. После установления в храме кафедры правящего архиерея (вторая по значимости после Курского Знаменского собора) его полное наименование, сохранившееся до настоящего времени, стало – кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Новый статус храма требовал и нового благоустройства. 9 июня 1847 г. последовал Указ Курской Строительной Комиссии: «О возвращении во оную Плана и Фасада, утвержденных 18 июня 1847 г., на постройку каменной одноэтажной караулки и каменной ограды кругом церковной усадьбы…». Так, с середины XIX в. в ансамбль Успенского собора, помимо колокольни и храма, вошла и его ограда.

Малые архитектурные формы представляли собою образец архитектуры эпохи позднего классицизма. Ограда проходила по периметру всего церковного участка по улицам Архангельской, Верхне-Сеймской и Васильевской. Состояла из, поставленных на непрерывном каменном ленточном цоколе, кирпичных столбов и металлических решёток. Северные ворота ограды находились против основания колокольни и выходили на Васильевскую улицу. Они состояли из каменной проездной арки, фланкированной «плоскими» прямоугольными пилонами с двумя калитками. В «замковой» части арки находился «киотец» с иконой. Еще одни, южные ворота были обращены к торговой площади — они показаны на плане части города 1869 г. В юго-восточном углу ограды была поставлена круглая в плане часовня, а рядом с ней — церковная сторожка и свечная лавка с входом на Верхне-Сеймскую улицу. Строительство соборной ограды и сторожки производилось при содействии Рыльской Городской Думы и семьи купцов Филимоновых. В это же время на территории храма устроена каменная мостовая.

На исторических планах г. Рыльска 1861 и 1869 гг. хорошо видна территория, занимаемая собором. Земельный участок Г-образной формы, условно состоит из двух прямоугольных частей. Первая часть — вытянутая с запада на восток (где и расположен собор), являлась частью открытого пространства обширной городской площади, в настоящее время эта площадь занята городским сквером; вторая часть — вытянутая с севера на юг до ул. Архангельской, была занята служебными приходскими зданиями и церковно-приходской школой. По описям XIX в. за приходом числилось пять школ: четыре земских и одна церковная. Участок был огорожен каменной оградой с металлическими решётками и воротами по улице Васильевской (частично сохранились ворота). На исторических фотографиях конца XIX в. запечатлена свободная площадь перед собором, а также огороженный участок с приходскими постройками, расположенными за храмом. Окружающая территорию собора периметральная малоэтажная городская застройка, а также открытое пространство площади перед главным входом в собор подчеркивали его ведущее композиционное значение в планировке центральной части Рыльска.

После утверждения статуса городского собора Успенская церковь, и, в связи с этим, в дальнейшем подвергалась неоднократным поновлениям и ремонтам, не нашедшим отражения в сохранившихся письменных документах. В одном из таких ремонтов в конце XIX в. была полностью заменена штукатурка фасадов здания, а некоторые важнейшие детали (карнизы, наличники окон и проч.) получили новый рисунок и профиль. Тогда же колокольню собора увенчали высоким шпилем на металлическом каркасе. Со второй половины XIX в. храм имел духовое отопление, система которого, быть может, подвергалась позднейшим реконструкциям. Результатом этого явилась полная утрата первоначальных полов, сведений о которых не обнаружено и в письменных документах. В отчетах старосты Успенского собора говорится о постоянных ремонтах 1880-х гг., но подробные сведения не сохранились.

Примечательно, что данный проект храма в г. Рыльске использован дважды. К 1822 г. в городе была построена и освещена Покровская церковь, полностью повторившая композицию  и все архитектурные формы Успенской церкви. Строительная история Успенского собора и Покровской церкви г. Рыльска не ограничивается только общим для них первоначальным проектом. Документы свидетельствуют, что на рубеже ХIХ-ХХ вв., оба здания были «обновлены», получив примерно одинаковый штукатурный декор в духе «псевдо-барокко». Ремонт вероятно проводился примерно в одно время, одними и теми же мастерами, по одним и тем же шаблонам ориентировочно между 1880-ми и 1905 гг.. По фотографиям начала XX в., можно судить, что последний большой ремонт Успенского собора состоялся не позднее 1905-1906 гг., и что к этому времени фасады храма уже имели новую штукатурную облицовку и обновленный декор карнизов и наличников. Примерно тогда же был установлен высокий, обшитый жестью шпиль, каркас которого сохранился до нашего времени.

То есть, в советскую историю оба памятника Рыльска, построенные по проекту неизвестного зодчего начала XIX в., вошли не в первоначальном виде, а с некоторыми искажениями в деталях и образной структуре наружного декора.

Следует особо сказать, что в Рыльске издревле существовал обычай на отдания праздника Пасхи, в 6-ю среду, совершать крестный ход из Собора вокруг города. В стечении тысяч верующих из окрестностей города и гостей с особо почитаемыми святынями иконами: Знамения Божией Матери Курской Коренной и Святителя Николая Рыльского. Традиционно перед крестным ходом на соборной площади, в  специально устроенном павильоне, владыкою совершался молебен, с чтением акафиста и водосвятием, окропление народа и осенение Святым Образом. Затем священники совершили освящение многих колодцев по пути шествия крестного хода. Затем начиналось посещение домов горожан и служение молебнов в них. Прерывалось это шествие посещением рыльских храмов, где за литургиями и всенощными Святой Образ оставался для поклонения прихожан на несколько дней.

В «Справочной книге о церквах Курской епархии за 1908 г.» при соборе числилось: «прихожан – 1802 чел.; в составе прихода была деревянная Николаевская церковь г. Рыльска, 11 хуторов и деревень, церковно-приходская школа и 2 школы грамоты; по штату положено: 1 протоиерей, 2 священника, 1 диакон, 3 псаломщика; церковной полевой земли – 347 дес., сенокосной — 90 дес.»

В 1922 г. по решению ВЦМК для оказания помощи голодающим Поволжья были изъяты серебряные и позолоченные оклады икон, богослужебные предметы и церковная утварь.

Решением Президиума Курского облисполкома от 7 февраля 1936 г. собор был закрыт, и на его территории расположилась сначала войсковая часть, а затем Рыльский авационно-технический колледж. Здание собора за все время советской власти не использовалось, находилось в заброшенном состоянии без охраны, претерпело осквернение и значительные разрушения.

30 августа 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР за № 1327 Успенский кафедральный собор был взят под государственную охрану, ему присвоен статус памятника архитектуры государственного значения.

В 1985 г. начались реставрационные работы, но так и не были завершены из-за отсутствия финансирования. В ходе работ была устроена временная кровля, ремонт крестов и главок,  и установлены строительные леса.

С началом перестройки группа жителей г. Рыльска и депутатов Рыльской городской Думы обратилась с инициативой к своим соотечественникам — горожанам и жителям района, настаивая на необходимости восстановления Успенского собора в г. Рыльске, и призывая их «оказать любую посильную помощь…». При Успенском соборе была вновь восстановлена православная община верующих.

Решением Рыльского райисполкома № 119 от 28 мая 1991 г. Успенский собор передан в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви.

Управлением Министерства Юстиции РФ по Курской обл. от  25 ноября 1999 г. за  №157-р новый состав прихода был зарегистрирован как Религиозная организация «Успенский приход».

В этот же 1999 г. возобновлено  восстановление собора.

В начале 2011 г. создан попечительский совет по восстановлению собора и празднованию его 200-летия.

За три года в северном приделе храма выполнены противоаварийные работы. Устроена перегородка от центральной части здания, проведено электричество и  электроотопление, произведены штукатурные работы и побелка. В уровне звона колокольни устроена малая звонница.

26 августа 2002 г. северный придел был освящен в честь святителя Василия Великого, начали проводиться регулярные службы.

Сегодня территория, прилегающая к собору ограниченна с севера и востока каменным глухим забором, а с юга и запада – железобетонным, в настоящее время значительно урезана (почти в три раза меньше исторической), что затрудняет полноценную церковную жизнь — совершение крестных ходов, уличных молебнов.

За 1999-2013 гг. Приходской Совет храма при поддержке Министерства культуры, Высокопреосвященного Митрополита Курского и Рыльского Германа, Рыльского авиаколледжа, организаций и прихожан к празднованию 200-летия храма были осуществлены значительные работы: восстановлены своды здания, кресты, кровля центрального купола, постаменты и малые главки храма и колокольни (2007), кровля храма и шатра колокольни, ремонт яруса хоров, штукатурные работы интерьера собора, штукатурные работы фасадов собора (в процессе работ) и восстановление фасадов колокольни, произведена замена всех оконных и дверных блоков, ремонт пола, восстановлен механизм и циферблаты соборных курантов.

Сегодня на бюджетные средства и пожертвования верующих в соборе продолжаются реставрационные работы, ставящие своей задачей вернуть первоначальный облик этому выдающемуся памятнику архитектуры.

Описание объекта:

Монументальная и представительная объёмно-пространственная композиция памятника (более 17 тыс. куб. м) включает в себя: трёхпрестольный Соборный храм во имя Успения Божией Матери и грандиозную (около 60 м) четырёхъярусную колокольню, плотно примкнувшую к нему с западной стороны. На третьем ярусе колокольни – звонница, на четвертом – четырехсторонние часы. Подобному решению многоярусной колокольни отдавали предпочтение в городах и селах, стоящих по берегам судоходных рек. Т.е. высотное сооружение —  с часами, колоколами и шпилем – это и колокольня, и маяк и пожарная вышка – одновременно.

Значительная высота колокольни и выразительный силуэт её завершения обеспечивает зданию важную роль в общей панораме города и системе визуальных взаимосвязей с другими памятниками городского ансамбля — такими как древнейшие постройки Николаевского монастыря, городские храмы и др.

Храм — монументальное центрическое здание, выполненное в архитектурных традициях зрелого классицизма. По типу конструктивного устройства это четырехстолпный крестово-купольный храм, увенчанный пятиглавием, внешне имеющий вид четверика со скругленными углами и четырьмя представительными портиками в центре каждого из фасадов.

План здания — равноконечный («греческий») крест, ветви которого образованы выступами четырех ризалитов, ориентированных по странам света. Он примерно симметричен по обеим взаимноперпендикулярным осям, хотя и несколько больше вытянут по продольной оси восток-запад. Общие габариты храма 25,5 х 28,0 м. Четырехколонные портики, стоящие на высоких подиумах ризалитов (12,5 х 2,0 м), образованы гладкими стволами колонн с ионическими капителями. С западной и восточной сторон здания портики декоративные: из вплотную приставленных к стенам ризалитов трёхчетвертных колонн. С северной и южной сторон полные круглые колонны (d = ок. 1,2 м) отстают от стены и образуют крытые паперти перед боковыми входами в храм, к которым поднимаются ступени каменных лестниц. Колонны портиков поддерживают широкий трехчастный антаблемент, продолжающийся непрерывной лентой по верху стен четверика. Портики увенчаны треугольными фронтонами, образованными скатами кровли над основными ветвями креста. Над скруглёнными углами здания были водружены — поставленные непосредственно на стены — полусферические декоративные купола без барабанов, игравшие в общей композиции роль постамента для четырех малых главок, покоящихся на невысоких постаментах. Центральная глава храма поднята на высоком световом барабане, прорезанном 12-ю высокими арочными окнами. Полусферический купол барабана поддерживает декоративный цилиндрический «фонарь» с четырьмя арочными «ложными» окошками, служивший основанием для сложного — с канелированной «подставкой» и «юбкой» — постамента венчающей главки. Возможно, что первоначально фонарик этот был световым. Все пять венчающих главок храма были невелики по размеру, имели примерно одинаковую округлую форму и были увенчаны простыми золочеными крестами.

Здание сложено целиком из кирпича, на кирпичном же фундаменте. В декоре венчающих карнизов ограниченно использован белый камень. Плоскости фасадов здания гладко оштукатурены, а скругленные углы объёмов храма и колокольни разделаны горизонтальным рустом. Уровни расположения окон отмечены непрерывными тягами горизонтальных карнизов. Окна на фасадах помещены в два света. Нижние окна высокие, прямоугольные; окна «второго света» в портиках — квадратные, а на скругленных углах здания они, при  большей ширине, имеют арочные завершения. Входные порталы храма прямоугольные, равные по высоте окнам нижнего света. Фасады центрального светового барабана декорированы вертикальными плоскими лопатками, помешенными в межоконных простенках, которым, по-видимому, первоначально был придан вид пилястр с ионическими капителями. Подобный же мотив, восходящий к элементам первоначального декоративного убранства памятника, был воссоздан при поздней реконструкции здания, когда наличники окон на фасадах получили новое пластическое оформление в традициях «псевдо-барокко».

В окнах 1-го этажа имеются старые кованые металлические решетки. Три входа в храм также закрывались    коваными металлическими глухими дверями. В настоящее время они поставлены с внутренней стороны.

В настоящее время фасады храма в процессе реставрационных работ.

В интерьере собора четыре массивные опоры, со сложной конфигурацией треугольного очертания их плана, делят пространство четверика на девять взаимосвязанных ячеек. В центральной ячейке четыре подпружные арки и сферические паруса несут огромный, диаметром около 10 м световой барабан, перекрытый сферическим куполом. Во всех остальных ячейках своды глухие, в «рукавах креста» — цилиндрические, с распалубками от арочных проёмов, соединяющих их с угловыми ячейками храма. Специфическое расположение окон определяет сложный, дифференцированный характер освещения интерьера: насыщенное светом подкупольное пространство храма и хорошо освещенная центральная часть алтаря контрастируют со слабоосвещенными пространствами боковых и западного нефов.

Для устройства алтаря предназначались вся восточная часть четверика: восточный «рукав» главного крестообразного пространства и прилегающие к нему угловые ячейки.

Все эти помещения хорошо освещены окнами, расположенными в два света. Пол в алтарях был повышен на 2-3 ступени для устройства солеи, клиросов и амвона.

В западном рукаве главного «креста» были устроены хоры, открытые во внутреннее пространство центрального нефа. Первоначально их перекрытие покоилось на деревянных конструкциях, замененных при поздних ремонтах (1880-х гг. – нач. ХХ в.) на каменные своды. Закладка окон в переходе, связывающем храм с колокольней, связана с этими позднейшими переделками. Вход на хоры по внутристенной лестнице расположен в юго-западном углу здания.

Интерьер имел изначально богатое декоративное убранство, выполненное в традициях классицизма. Здесь присутствовали пластически развитые элементы архитектурного декора. Так, пяты больших подпружных арок поддерживались круглыми колоннами с коринфскими капителями, приставленными к боковым сторонам центральных подкупольных опор. Поверхность этих арок снизу была декорирована кессонами с лепными розетками, мотив которых повторялся в богатом трехчастном антаблементе, помещенном в основании большого светового барабана, с его триглифным фризом и лепным, сильно вынесенном карнизом. В гармоничном сочетании с элементами пластического декора находилась стенная живопись в технике гризайли, поддерживавшая общую тему архитектурного убранства храма. Подобная декоративная система характерна для эстетики классицизма и относится ко времени сооружения храма в начале XIX в.. Помимо этого в оформлении интерьера присутствуют элементы и детали убранства более поздних строительных периодов. К ним, в частности, относятся штукатурные тяги карнизов, огибающие архивольты больших подпружных арок, а также арки окон большого светового барабана. Возможно более поздними были (сохранившиеся по исследованию на 2001 г.) фрагменты фигурной живописи стен: изображения Апостолов в межоконных простенках барабана, Евангелистов — в парусах, а также, выполненные темперой многофигурные композиции на Евангельские сюжеты на столбах и стенах храма (не сохранились).

Надо полагать, что несохранившиеся теперь иконостасы храма также были выполнены в художественных традициях позднего классицизма («ампира»).

Вероятно уже с середины XIX в. храм был тёплым: не позднее 1870-х гг. в нем была устроена «духовая» система отопления с, так называемыми, «амосовскими» печами, расположенными в подвалах здания (в настоящее время засыпаны и закрыты). Каналы воздуховодов проходили внутри стен и под полом храма. Мощная труба перед северным фасадом здания, запечатленная на фотографиях храма начала XX в., относится к этой системе отопления. Не исключено, что на рубеже ХIХ-ХХ вв. система отопления реконструировалась. В значительной степени именно с этими работами связана полная утрата зданием его первоначальных полов.

Грандиозная четырехъярусная колокольня собора примыкает к храму с западной стороны. Квадратная в плане (8,5 х 8,5 м), она была построена одновременно со зданием храма и соединяется с ним небольшим переходом, образованным скругленными стенами. В архитектуре колокольни, решенной как и храм в традициях классицизма, ощутимо влияние более ранних приемов эпохи барокко. Три нижних яруса колокольни близки между собой по их композиционному решению, но демонстрируют постепенное ступенчатое уменьшение их объёмов от низа к верху. Основной мотив убранства фасадов этих ярусов — компактный шестиколонный портик, увенчанный треугольным фронтоном.

В подчеркнуто широком центральном интерколумнии портиков — активно раздвигающим колонны и, как бы «пучками», смещающим их к углам — устроены арочные проемы. В нижнем ярусе это арки входов, а во втором и  третьем — арки звонов. Нижний ярус колокольни в своих пропорциях и характере декора фасадов согласован с фасадами храма: горизонтальные тяги карнизов непосредственно перетекают с фасадов храма на нижний ярус колокольни, окна нижнего и верхнего света в переходе имеют аналогичное храму устройство. Аналогичны и капители колонн, имеющих однако меньший диаметр (ок. 0,80 м) и более стройные пропорции.

Каждый из ярусов колокольни имеет самостоятельный цоколь, а кроме того, между первым и вторым ярусами устроен дополнительный — аттиковый этаж, или ярус, прорезанный полукруглым окном. Такое же окно помещено и в тимпане фронтона второго яруса колокольни. Четвертый ярус колокольни — кубическая «часовая башня», увенчанная лучковыми фронтонами и необычайно высоким шпилем. Круглые отверстия на фасадах этой «башни» изначально предполагались для циферблата часов.

Предполагается, что шпиль, венчающий колокольню Успенского собора, не первоначальный, и, что он заменил собою — на рубеже ХIХ-ХХ вв., другое, более традиционное и скромное завершение колокольни, аналогичное тому, какое до сих пор сохраняется на колокольне Покровской церкви г. Рыльска.

Вход на яруса колокольни проходит в северо-западной стене храма (а так же через  хоры) и, далее, по внутристенной лестнице северной стены, соединяющей храм с колокольней. Внутреннее крестообразное, перекрытое сводами пространство нижнего яруса колокольни являлось, одновременно, и западной папертью собора, и главным входом в храм. Первоначально оно было открытым, но, в дальнейшем, арки входа с внешней стороны были закрыты двустворчатыми дверями с остекленными полукруглыми люнетами. Такие же двери вели из-под, превращенного во входной тамбур, нижнего яруса колокольни в помещение самого храма.

Уникальным событием в ходе ремонтных работ стало обнаружение в южном приделе собора склепа — захоронения устроителя (заказчика) храма И.Ф. Фон-Филимонова, которое сегодня оформлено гранитной плитой.

Яркой особенностью храма являются, расположенные на четвёртом ярусе колокольни соборные часы (куранты) с четырёхсторонним циферблатом и механизмом, хронометром выполненным в 1816 г. известными тульскими мастерами братьями Палутиными.

В 2010-2012 гг. курским реставратором Романом Викторовичем Губановым было произведено уникальное восстановление значительно утраченного во времени механизма. Ему же принадлежат проект, расчёты, изготовление и исследовательская работа по истории создания рыльских башенных часов.

О братьях Алексее и Илье Сергеевичах Палутиных известно немного. Интересные сведения удалось узнать из работы исследователя И.Н. Юркина «Тульские часы на костромской соборной колокольне и их создатели» (1994). Основываясь на документы, автор предполагает, что мастерская мещан Ильи и Алексея Палутиных располагалась в г. Туле  на их городской усадьбе — на Посольской ул., № 39.

Палутины являлись авторами башенных часов костромского собора (1819), уничтоженных при разборке колокольни в 1933 г.

Рыльские часы, выполненные ранее, являлись аналогом — костромских.

Сегодня мы имеем уникальный артефакт, произведённый тульскими часовыми мастерами. До сих пор ведутся споры по поводу написания их фамилий, места жительства и проч. Сам факт выявления их настоящей фамилии, установленный в ходе реставрации, говорит о том, что это единственные сохранившиеся часы производства братьев Палутиных.

В исследовании Р.В. Губанова также сообщалось.

Часы начали отливаться в 1809 г. (свидетельства клейм и именников). Закончены и установлены на колокольню в 1816 г., о чем свидетельствует надпись на корпусе механизма. Все ко­лёса, узлы — кованные с фрезерной и токарной обработкой, говорящей о высокой оснащённости мастерской братьев Палутиных. Мы можем догадаться, что она имела при­способления для литья стали и чугуна, кузнечное, фрезерное и токарное обору­дование. Причем, по сравнению с голландскими механизмами, которые преобладали в то время в башенных часах, тульские не уступали им по надёжности и качеству.

Предположительно, часы в Рыльске были остановлены после революции 1917 г. и впоследствии значительно разрушены.

В результате тщательного исследования установлено, что «…в результате атмосферных осадков, повлекших за собой коррозию металла, ненадлежащего ухода, мародёрства, намеренной деформации деталей, состояние механизма утрачено более чем на 90 % от первоначального».

Реставрация часов началась 18 мая 2010 г. и продолжается по сей день. Ход механизма запущен 16 мая 2012 г.

В рабочих отчётах мастер-реставратор Р. В. Губанов о своей работе сообщает: «Реставрация механизма производилась по этапам: 1) очистка окалины, ржавчины, атмосферных и климатических повреждений; 2) наплав, исправление сохранившихся деталей и рабочих поверхностей; консервирование сохранившихся деталей; 3) расчет, изготовление недостающих частей, деталей, узлов механизма; 4) регулировка добротности работы механизма впоследствии.

Сам механизм представляет собой совокупность трёх механизмов в од­ном. Это: 1) ход часов; 2) бой часов; 3) перебор (колокольный перезвон). В це­лом, это единый механический организм, во главе которого находится ход, ко­торый системой рычагов приводит в движение остальные механизмы.

При восстановлении часов пришлось столкнуться со многими трудностя­ми. Лабораторные исследования металла показали, что идентичные марки стали в настоящее время промышленностью не выпускаются и при установке новых дета­лей будет повышенный износ старых. Выход из положения нашёлся. Термиче­ским путем новодельные колёса отпускались до состояния, приближенного к старым. Значительное  время заняла перенастройка заводского оборудования для из­готовления недостающих узлов и элементов. Изготавливались специальные ин­струменты и приспособления. Так, для изготовления одного вексельного колеса на 72 зуба понадобился месяц. Сложности встречались в расчётах, в частности весов гирь, плеча и веса линзы маятника. Все приходится вычислять эмпириче­ским путем. Соответственно и количество зубьев на ангренажных колёсах мо­жет меняться. Во всех отношениях проводилась очень кропотливая и скрупулёз­ная работа. Достаточно сказать, что зачистка рабочих поверхностей мостов и рамы производилась стоматологическими борами, с последующим наплавом, обработкой, шлифовкой, грунтовкой, покраской и полировкой.

В приведенных выше документах указано, что четвертная бочка для пе­ребора медная, а у нас она деревянная, следовательно, часы можно отнести к ранним творениям братьев. В 1820 г. они уже устанавливали на свои механиз­мы более надежные узлы. Деревянные элементы барабанов изготовлены из того же дерева, что и в оригинале — из сосны. Пришлось воспользоваться современными пропитками и оцинкованным листовым железом, чтобы продлить их существование.

При изготовлении циферблатов удалось найти интерьерные часы приблизительно того же времени, что и рыльские, произведен­ные русскими мастерами. На рыльских циферблатах цифры расположили в со­ответствии с ними.

При проведении реставра­ции, к реставратору предъявляются повышенные требования к точности хода часов. Небольшие конструкционные изменения внесены в приводы колёс ангренажа, развесовка гирь сделана регулируемой, что дает возможность корректиро­вать точность хода».

В механизме Палутиных все соединения были резьбовыми и заклепочны­ми. Пришлось воспользоваться старинными методами, чтобы сохра­нить оригинальность часов. Восстановлены все надписи и именные клейма («1816», «Алексей», «Илья», «Палутины», «Тула»).

Около 70 % восстановительных работ уже произведе­но, но впереди еще много работы. Сегодня ведутся подготовительные работы по устройству звона часов. Для чего предполагается устроить один большой колокол звона и 9 колокольчиков перезвона (при использовании части мелодии «Боже Царя храни»).

 

Состояние объекта до ремонтно-реставрационных работ.

Важным документом для определения предмета охраны памятника являются его обследования до начала реставрационных работ.

В результате осмотра памятника специалистами Института по реставрации памятников истории и культуры «СПЕЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ» (г. Москва) от 20 ноября 2000 г. установлено:

  1. ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПАМЯТНИКА: Объёмно-пространственная композиция включает в себя соборный храм и колокольню, соединенную с храмовой частью небольшим 2-х ярусным переходом.

[…] В настоящее время, имеются трещины в стенах, вызванные просадкой фундамента колокольни и ее отклонением от оси на 60 см. Обрушены многие своды, отсутствует крыша, полы, наружная поверхность кирпичных стен сильно выветрена, существенно утрачен штукатурный декор фасадов и интерьеров. Здание не отапливается, электроосвещение и водоснабжение отсутствуют. Общее техническое состояние памятника неудовлетворительное.

2. СОСТОЯНИЕ ВНЕШНИХ АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫХ И ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПАМЯТНИКА:  
Фундаменты — не обследованы. Имеются трещины в стенах перехода, вызванные отрывом колокольни от храма, вслед­ствие просадки фундамента. Требуется инженерное обсле­дование с отрытием шурфов до подошвы фундамента.  
Цоколь — кирпичный, местами оштукатуренный известково-песчаным и сложными растворами, с профилированным шту­катурным поясом. Нижняя часть цоколя находится под завалами строительного мусора, переувлажнена и разрушается. Состояние — неудовлетворительное.  
Отмостка — отсутствует.  
Стены наружные — кирпичные, толщ. 80-100 см, в колокольне до 2-х м, на известково-песчаном растворе. Снаружи и в интерьере имеются остатки известково-песчаной и сложной штукатурки. Наблюдаются существенные разрушения стен пе­рехода северного и южного фасадов, отдельные участки стен второго яруса представляют собой руины. Внутристенные ме­таллические связи частично повреждены. Металлические тяги, поддерживающие антаблементы во многих местах порваны. Лицевой слой кладки всех стен собора повреждён — кладка вымо­рожена, выветрена, наблюдается деструкция кирпичей. Внутрен­няя поверхность стен переувлажнена.  
Главы. Над храмовой частью собора имеется 12-ти оконный световой барабан с куполом, увенчанным четырехсветным фонариком и маленькой главкой с крестом. Четыре боковые малые главы, по углам четверика, утрачены полностью.  
Колонны — северного и южного портиков выполнены в ионическом ордере. Имеются утраты гипсовых литых капителей, на стволах колонн видны некачественно отреставрированные участки кладки. Колонны западного и восточного портиков прижаты к стене — имеют те же дефекты .  
Крыша — над храмовой частью отсутствует. Конструкцию колокольни завершает шпиль, выполненный из мета­ллических конструкций и покрытый медью. Покрытие выполнено некачественно. Шпиль увенчан маленькой главкой с крестом. Кровля на центральной главе храма отсутствует.  
Наружное декоративное убранство: Пучки колонн, украшенных ионическими капителями в углах ярусов колокольни, карнизы фронтонов портиков, штукатурный лепной декор (карнизы, суха­рики, тяги, капители, базы, наличники, сандрики и т.д.) — имеют зна­чительные утраты. Штукатурка утрачена на 80%. Первоначальное ограждение северного и южного портиков утрачено. Общее состояние — неудовлетворительное.  
3. СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННИХ АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫХ И ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПАМЯТНИКА:  
Перекрытия: Цилиндрические своды повсеместно или разрушены, или находятся в аварийном состоянии. Кладка сводов из-за посто­янного переувлажнения крошится и осыпается. Арки, поддержива­ющие фронтоны в интерьере собора, частично выкрошены и нахо­дятся в аварийном состоянии. В западном рукаве ротонды наблюда­ются частично восстановленные своды, выложенные из современ­ного кирпича. Новые своды необходимо обследовать на предмет их качества. Верхние ярусы колокольни перекрыты кирпичными сводиками по металлическим балкам к. 19 в., а также ж/б перекрытием выполненным в советский период.  
Столбы. Четыре мощных столба сложной формы несут подпружные арки, на которые с помощью сферических парусов опирается световой барабан. В столбах имеются, частично разрушенные, каналы калориферного отопления, устроенные в к. 19 в. Кирпичная кладка требует вычинки отдельных кирпичей. В целом — состояние удов­летворительное.  
Полы —  везде отсутствуют. Большие завалы строительного мусора.  

Двери и окна: Оконные и дверные проёмы сохранили свой первоначальный облик. В нижних окнах установлены металли­ческие решётки, которые сильно коррозированы. Оконные запол­нения собора утрачены полностью.

С запада, севера и юга имеются кованые металлические двухствор­чатые двери — состояние неудовлетворительное. Снаружи оконные и дверные проемы в храме имеют позднюю растеску под вторые (зимние) рамы.

 
Лестницы: Лестница, находящаяся в толще южной стены перехода, ведет на хоры. С яруса хор на колокольню ведет внутристенная лестница расположенная в северной стене колокольни. Своды лестниц местами деформированы, кирпичные ступени стерты, местами разрушены. На верхние ярусы колокольни подъем осуществлялся по деревянным лестницам до настоящего времени не сохранившимся. Общее состояние — неудовлетворительное.  
Внутренняя отделка — лепнина, покраска; штукатурный слой утрачен на 70%. Лепной декор (коринфские капители, базы, ро­зетки, карнизные тяги, наличники и т.д.) — утрачен на 80%.  
Живопись — темперная, сохранилась очень плохо. Кое-где виден растительный орнамент, филенки. Сохранявшиеся еще в 1980-х годах изображения 12 апостолов в простенках между окнами цен­трального барабана, растительный орнамент цоколя барабана, библейские сцены на столбах и парусах и пр. в настоящее время утрачены.  
Элементы внутреннего убранства — иконостас, киоты и пр. не сохранились.  

Выводы: Общий средний процент утрат первоначального облика памятника — 64%.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Общее техническое состояние памятника неудовлетворительное.

Основными причинами разрушений и деформаций конструкций явились: неправильная эксплуатация памятника в Советский период времени, а так же то, что на памятнике долгое время не проводились поддерживающие консервационные и ремонтно-реставрационные работы.

Пространственно-композиционная структура собора следующая: к основному объему, храмовой части через переход примыкает высокая колокольня. Все объёмы располагаются по одной продольной оси, восток-запад.

Храмовая часть собора представлена двухсветной ротондой диаметром около 25 м, с тремя портиками. С запада к храмовой части примыкает высокая колокольня высотой около 60 м, построенная одновременно с храмом. Колокольня соединяется с храмовой частью небольшим двухярусным переходом с округлыми стенами.

Все конструкции выполнены из кирпича на известково-песчаном растворе.

На ротонде храма сохранилось центральное завершение, световой барабан, перекрытый куполом с глухим барабаном, на котором установлен малый барабан с главкой и крестом. Боковые завершения храмовой части утрачены.

Колокольня состоит из четырех, установленных друг на друга, убывающих по размерам четвериков, украшенных портиками на колоннах, выполненных вплотную к стенам. Вся конструкция колокольни опирается на четыре мощных столба, перекрытых крестовым сводом, имеющим значительные потери. Конструкцию колокольни завершает шпиль высотой около 15 м, выполненный из металлических конструкций. Колокольня имеет отклонение от вертикали на запад около 60 см.

Основные несущие конструкции собора — кирпичные наружные стены, мощные кирпичные колонны ротонды, подпружные арки, сводчатые перекрытия.

Стены собора сложены из большемерного кирпича размером 27×12,5×7 см на известково-песчаном растворе. Штукатурка стен почти полностью утрачена. Состояние стен памятника крайне неудовлетворительное. Наблюдаются существенные разрушения стен перехода северного и южного фасадов, отдельные участки стен второго яруса представляют собой руины, покрытые мусором и буйной растительностью. Внутренние металлические связи частично повреждены.

Кладка портиков находится в неудовлетворительном состоянии. Отдельные участки портиков находятся в аварийном состоянии. Особенно отмечены разрушения портика южного фасада. Наблюдаются многочисленные выпадения отдельных кирпичей кладки, сильно деформированы металлические элементы конструкции портика. Наблюдаются значительные разрушения колонн портиков.

Карнизы стен и портиков повсеместно имеют значительные разрушения и покрыты строительным мусором и растительностью.

Лицевой слой кладки всех стен собора, включая колокольню, крайне неудовлетворителен. Кирпичная кладка выморожена, выветрена, наблюдается деструкция отдельных кирпичей и участков кладки.

В интерьере собора из-за отсутствия крыш и остекления окон кладка стен и колонн значительно увлажнена.

Перекрытия — цилиндрические своды повсеместно или разрушены, или находятся в аварийном состоянии. Частично сохранившееся сводчатое перекрытие основного объема собора и свод светового барабана, в связи с отсутствием кровли, подвергаются воздействию атмосферных осадков и покрыты растительностью. В результате, происходит активное разрушение кирпичной кладки, кирпич крошится и осыпается. В крайне аварийном состоянии находятся коробовые своды портиков, своды перехода и хоров. Кирпичная кладка сводов расслоилась и обрушается.

В западном рукаве ротонды наблюдаются частично восстановленные своды, выложенные из современного кирпича в недавний период. Кирпич ориентировочно некачественный, имеющий пережог. Новые своды необходимо обследовать после устранения аварийной ситуации и устройства лесов.

Крыша — повсеместно отсутствует.

Причинами разрушения кладки стен и сводов т.о. являются:

а) отсутствие крыш;

б) деформация колокольни — отклонение от вертикальной оси повлекло разрушение стен, связей и сводов перехода;

в) неудовлетворительный температурно-влажностный режим в результате отсутствия крыш, оконного остекления, приведших к переувлажнению кирпичной кладки, вымораживанию и в результате — деструкция кирпича, выветривание, разрушение.

Полы — отсутствуют. В интерьере собора наблюдаются завалы строительного мусора.

Благоустройство — отмостка отсутствует. Наблюдаются завалы строительного мусора по периметру собора, в отдельных местах завалы доходят до подоконников окон, что способствует переувлажнению и разрушению стен, водонасьпцению грунтов, приводящему к их морозному пучению, неравномерным осадкам и разрушению конструкций.

ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ

Предмет охраны может быть уточнён и дополнен при проведении дальнейших натурных реставрационных исследований и при раскрытии объекта.

Дата оформления исследования:

«18» октября 2014 г.                                                                               Холодова Е.В.

 (Далее — результат восстановительных работ см. ЗДЕСЬ)