Часы собора

novye-chasyНа колокольне Успенского собора города Рыльска, были полностью отремонтированы уникальные башенные часы-куранты. Таких часов,  изготовленных тульскими мастерами Алексеем и Ильей Палутиными, больше нигде нет! За годы лихолетья они пришли в полную негодность, но талантливый мастер-реставратор из Курска Роман Губанов взялся вернуть их к жизни и  ему это удалось. Большим трудом и стараниями участников этого праздничного события, старинные храмовые часы начали новый отсчёт в жизни нашего прихода.

Когда у мастера спросили, почему он взялся за эту работу? Он ответил:
– Архитектор Елена Холодова (она занимается восстановлением храмов) предложила мне съездить в Рыльск и посмотреть соборные часы. Было это зимой. Мороз такой, что машина не заводится. Приехали туда, познакомились с настоятелем Успенского собора отцом Александром. Его стремление вернуть храму былое величие и труды на этом поприще произвели на меня такое сильное впечатление, что я согласился отремонтировать часы.

С 2010 по 2012 гг. курским реставратором Романом Викторовичем Губановым было полностью произведено уникальное восстановление значительно утраченного во времени механизма. Ему же принадлежат проект, расчёты, изготовление и исследовательская работа по истории создания рыльских башенных часов.
master-roman-vikt-gubanovРоман Губанов сообщает: «Часы начали отливаться в 1809 г. (свидетельства клейм и именников). Закончены и установлены на колокольню в 1816 г., о чем свидетельствует надпись на корпусе механизма. Т. е., взялись они за них в 1809 году, а закончили в 1816-м. Все ко­лёса, узлы — кованные с фрезерной и токарной обработкой, говорящей о высокой оснащённости мастерской братьев Палутиных. Мы можем догадаться, что она имела при­способления для литья стали и чугуна, кузнечное, фрезерное и токарное обору­дование. Причем, по сравнению с голландскими механизмами, которые преобладали в то время в башенных часах, тульские не уступали им по надёжности и качеству.»

Предположительно, часы в Рыльске были остановлены после революции 1917 г. и впоследствии значительно разрушены.

Механизм в снегу

Механизм в снегу

В результате тщательного исследования установлено, что «…в результате атмосферных осадков, повлекших за собой коррозию металла, ненадлежащего ухода, мародёрства, намеренной деформации деталей, состояние механизма утрачено более чем на 90 % от первоначального».

Реставрация часов началась 18 мая 2010 г. и продолжается по сей день. Ход механизма запущен 16 мая 2012 г.

В рабочих отчётах мастер-реставратор Р. В. Губанов о своей работе сообщает: «Реставрация механизма производилась по этапам: 1) очистка окалины, ржавчины, атмосферных и климатических повреждений; 2) наплав, исправление сохранившихся деталей и рабочих поверхностей; консервирование сохранившихся деталей; 3) расчет, изготовление недостающих частей, деталей, узлов механизма; 4) регулировка добротности работы механизма впоследствии.

Сам механизм представляет собой совокупность трёх механизмов в од­ном. Это: 1) ход часов; 2) бой часов; 3) перебор (колокольный перезвон). В це­лом, это единый механический организм, во главе которого находится ход, ко­торый системой рычагов приводит в движение остальные механизмы. Часы в совокупности с гирями – 2 тонны 200 килограммов. Диаметр циферблата – 1 метр 37 сантиметров, высота цифр – 34 сантиметра. Длина большой стрелки – полтора метра, часовой – 1 метр 10 сантиметров.

При восстановлении часов пришлось столкнуться со многими трудностя­ми. Лабораторные исследования металла показали, что идентичные марки стали в настоящее время промышленностью не выпускаются и при установке новых дета­лей будет повышенный износ старых. Выход из положения нашёлся. Термиче­ским путем новодельные колёса отпускались до состояния, приближенного к старым. Значительное  время заняла перенастройка заводского оборудования для из­готовления недостающих узлов и элементов. Изготавливались специальные ин­струменты и приспособления. Так, для изготовления одного вексельного колеса на 72 зуба понадобился месяц.

process2-001

Сложности встречались в расчётах, в частности весов гирь, плеча и веса линзы маятника. Все приходится вычислять эмпириче­ским путем. Соответственно и количество зубьев на ангренажных колёсах мо­жет меняться. Во всех отношениях проводилась очень кропотливая и скрупулёз­ная работа. Достаточно сказать, что зачистка рабочих поверхностей мостов и рамы производилась стоматологическими борами, с последующим наплавом, обработкой, шлифовкой, грунтовкой, покраской и полировкой.

Выяснилось, что четвертная бочка для пе­ребора медная, а у нас она деревянная, следовательно, часы можно отнести к ранним творениям братьев. В 1820 г. они уже устанавливали на свои механиз­мы более надежные узлы. Деревянные элементы барабанов изготовлены из того же дерева, что и в оригинале — из сосны. Пришлось воспользоваться современными пропитками и оцинкованным листовым железом, чтобы продлить их существование.

process-001

При изготовлении циферблатов удалось найти интерьерные часы приблизительно того же времени, что и рыльские, произведен­ные русскими мастерами. На рыльских циферблатах цифры расположили в со­ответствии с ними.

При проведении реставра­ции к реставратору предъявляются повышенные требования к точности хода часов. Небольшие конструкционные изменения внесены в приводы колёс ангренажа, развесовка гирь сделана регулируемой, что дает возможность корректиро­вать точность хода».

klejmoВ механизме Палутиных все соединения были резьбовыми и заклепочны­ми. Пришлось воспользоваться старинными методами, чтобы сохра­нить оригинальность часов. Восстановлены все надписи и именные клейма («1816», «Алексей», «Илья», «Палутины», «Тула»).

…И вот долгожданный момент — часы после молебна снова установили на прежнее место. Подходящего крана в Рыльске не нашлось. Ведь колокольня под 50 метров высотой и, к тому же, часы в сборе — груз около двух тонн — нужна сильная, надёжная техника. На помощь пришел курский предприниматель Сергей Иванович Коклин. Если сравнить размеры огромного крана и небольшой территории, окружающей собор, то, можно сказать, автокрановщику Владимиру Воробьеву пришлось проявить всю мощь своего профессионального мастерства, чтобы аккуратно доставить часы на место, на котором они исправно показывали жителям Рыльска время более ста лет.

К Рыльску вернулась еще одна достопримечательность — не в каждом городе есть часы-куранты. Основные работы по ремонту и установке сегодня завершены, осталось настроить звон часов, в которых, большой колокол звона и 9 колокольчиков перезвона «пропоют» мелодию «Боже Царя храни».

 В день Вознесения Господня, 17 мая 2018 года настоятель храма отец Александр освятил доставленные колокола перебора (перезвона) часов-курантов. 

Comments are closed